shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Samurai Champloo

champloo.mugenВ основе Samurai Champloo и Cowboy Bebop лежит одна и та же идея — визуально-сюжетная импровизация на музыкальную тему. Ковбой Бибоп стал шедевральной блюзовой импровизацией. Посему от того же режисёра (Синитиро Ватанабэ) новая работа, построенная по тому же принципу, но с другим музыкальным жанром, вольно или невольно будет оцениваться в сравнении с предшественником.

Это, на самом деле, неправильно - оценивать произведение в сравнении. Но от желания сказать «а в Бибопе это было лучше» никуда не уйти.

Хотя уходить надо, потому что если Cowboy Bebop был пронизан грустными интонациями блюза, то Samurai Champloo в лучшей своей части категорически вздорен, агрессивен, дёрган, пронизан эпатажем и атмосферой бунтарства. Как и положено соответствуещему музыкальному жанру.

champloo.tanninРазворачивающийся в японском средневековье сериал принципиально современен. Современная музыка, язык героев, насыщенный джаплишем и послевоенными гайраго. Поведение и обстановка переодически забывающая об архаике и обращающаяся к современности. На контрасте между эпохой сериала и эпохой зрителя строится весь постмодернистский юмор сериала, временные артефакты служат объектом шуток и гротеска. Бейсбол, граффити, телепрограммы, рэперские банды самураев.... Зритель ближе к автору, чем к героям сериала, получается, что автор и зритель по одну сторону экрана, а герои сериала - по другую.

Подобно Cowboy Bebop, сериал построен на независимых историях, объединяемых второстепенным сюжетом, проявляющимся достаточно редко. Однако одно из достоинств Бибопа, это отсутствие "бесконечного путешествия". Бибоп почти статичен, развитие сюжета происходит на втором плане. Samurai Champloo, увы, классическая анимешная адвенча. Собрались три героя — и отправились в путь на 26 эпизодов (а если дадут денег дальше, то и на 52, и на 75, и на все 100+). Попытка замаскировать цикличность, увы, смотрится хуже, чем честное её декларирование. Cюжет слишком выдвигают на передний план, интригуют зрителя, постепенно увеличивают серьёзность, наращивают драматизм.

champloo.mugen and jinИ обманывают. Увы, беспардонным образом обманывают, не дав ни серьёзности, ни оригинальности. К моменту, когда забывают о шутках, и начинают говорить языком не постмодерна, а реализма, нет вещей, о которых можно говорить всерьёз. Исчезает постмодерн — и картонные куклы, до этого наполненные духом многосмысленности и аллегорий, безвольно падают на помост, отказываясь играть драму.

Персонажи не получились. Совсем не получились. Получились лишь типажи, вполне пригодные для шуток, для юмора, для красивой драки. Но совершенно не пригодные для сопереживания, для существования.

Муген. Один из трёх главных героев. Вобрав в себя образы, лелемые в рэпе, нижнем брейк-бите, капаэро, образы из сёнен-адвенч, он является почти архетипом вздорного, неграмотного, злого персонажа, любителя выпивки, женщин и драк, который лишь мановением режисёрской палочки оказывается «немножно добрым».

champloo.mugenДжин — иной архетип из сёнен-аниме. Тот, кто идёт по пути Самурая. Все идеалы бусидо, сдержанность, умеренность, молчаливость, собранность. Готовность расстаться с жизнью в любой момент времени, почтение к старшим, уважение к противнику. Наверное, это лучший персонаж всего сериала, ибо молчаливое умение всегда вызывает уважение. Но как личность, увы, он почти не показывается, а то, что про него говорят, пытаясь объяснить его судьбу — лишь портит образ, лишает его загадочности.

Собственно, всё. Третий главный герой, точнее героиня, лишена какого-либо архетипизма, лишена нормальной личности, лишена исторического (или псевдо-исторического) контекста. Просто ниточка, по которой растёт скучный сюжет.

Драматическая составляющая сериала, вероятнее всего, планировалась развиваться в классическом анимешном ключе, когда комедия, в весёлой и непринуждённой обстановке познакомив с героями, дав зрителю привыкнуть сжиться с ними, сворачивает к драматическому повороту. Это старый испытанный приём, особо любимый в девяностые годы, бывший одно время чуть ли не визитной карточкой японской анимации (SMJ, Slayers, Fushigi Yuugi, Trigan...). Но для подобного развития сюжета требуется тщательнейшая проработка героев. Они должны стать близки, понятны, их желания, устремления, их обиды и огорчения, через весь комедийный запал должны становиться всё ближе и ближе зрителю. Собственно, Cowboy Bebop тоже делал так же, отличаясь от остальных сериалов лишь грустным вниманием к трагичным судьбам второстепенных героев даже в самые комедийные моменты.

champloo.mugenВ Samurai Champloo не смогли сделать персонажей, которым бы можно было поверить, которые бы дейтсвительно могли затронуть душу. Слишком сильным был дух «я и режисёр по эту сторону экрана, а они — там». Блестящий юмор лишь шутил, никак не сближая с героями, а драма, навалившаяся вместо юмора ближе к финалу, в своей неоригианальности, нелогичности, глупости не принесла ничего взамен.

Даже небольшие драматические вставки в середине сериала дают больший эффект, чем классически-глупый анимешный финал. Пара историй в середине сериала вполне достойна Бибопа, и звучит лучше под блюз, нежели под рэп, потому с самим духом сериала согласуется мало.

champloo.mugenСамо настроение сериала, фактически, передаётся всего в нескольких сериях. Передаётся великолепно, эти несколько серий действительно раскрывают идею «чамплу», дают сериалу право на жизнь. Серии, в которых постмодерн льётся обильными потоками, искажая в угоду стильности историю, характеры, образы. Безусловно такие серии лишены смысла, но наполнены атмосферой.

champloo.mugenБибоп получился много ярче, оригинальнее, живее и глубже, чем задумывался. Свойство по-настоящему талантливой вещи - являть миру больше, чем планировал автор. Именно потому Бибоп стал одним из столпов аниме, одним из того, что входит в понятие «аниме», стал одним из его лучших и ярчайших представителей. Samurai Champloo такая участь не грозит. Средней руки сериал, средней руки шутки, отличные бои, тривиальный сюжет и «так себе» персонажи. Будем откровенными, убери из него режисёр всю сюжетную линию, оставь он лишь десяток серий с жёстким постмодерном — и сериал был бы хорош. Но сюжетная жижа слишком сильно разбавляет юмор, окончательно заливая экран вторичностью и тривиальностью в финале.


© 24.06.2005-10.07.2005