shounen.ru - Технические аспекты
FAQ по анимеИнформация об анимеHOWTO: хранить анимеГде брать анимеАниме VS Анимэ

Где брать аниме? История и практика

Вопрос "где взять аниме?" обычно присущ новичкам. У более опытных анимешников обычно вопросы другого плана: "где хранить?" и "когда смотреть?". :)

Краткий исторический экскурс. Форматы.

Всё начиналось с VHS. Специфика кассет такова, что при копировании, просмотре, и вообще просто от времени кассеты портились. Пятая копия уже была совершенно несмотрябельная. Потому возникали "фонды", анимешные клубы. Именно тогда в них была реальная необходимость. Эпоху кассет я (практически) не застал, так что особо про реалии собирания аниме тех лет я расказать не смогу.

Потом пришла цифра. Разумеется, первый гигабайт комом. В том смысле, что та "цифра", которая была в начале - это аццкий ужасъ, по качеству хуже VHS средней паршивости. Это сейчас, много-много лет спустя слова "viv", "rm150", "asf" вызывают ностальгические ноты в душе. А тогда это был действительно ужас. На 650мегабайтную болванку в вивах входило 18 полноразмерных эпизодов. Качество было ужасным. Viv не давал возможности делать нормальный seek, использовал 256-цветную палитру (УЖАС!). rm давал чуть более приличную картинку, но ценою существенного задирания битрейта VIV - 128kbps (и это приличный звук с картинкой!), нормальные rm начинались где-то от 200-300kbps. Был ещё rm150, но это уже было извращение. (Правда, говорят, кое-кто смотрел и rm50, rm75...).

Был ещё mpeg1, догонявший VHS по качеству, но по тем временам 250 метров на серию (это в разрешении 352x240) было слишком жирно.

Примерно в то же время начал появляться draft стандарта на MPEG4, который и был реализован в MP42/MP43 кодеках (стандарт MPEG4 он поддерживал не совсем правильно, с кучей собственных закидонов, но об этом ниже). Увы, жал он только 320х240, и только в жуткий формат asf (который позже стал wmv).

Потом, этот кодек "сломали" и назвали его... правильно, DivX ;-) Именно с таким смайликом. Сам по себе DivX3 жал очень фиговенько, но на фоне ранее бывших viv/rm он смотрелся как чудо. И самое главное, он мог жать в AVI.

Куда более существенным был даже не дивикс, а появившийся к нему NunDub, который позволял настраивать массу параметров для сжатия и выдававший такую хорошую картинку, что ещё год назад (в 2003) были фэнсаберские релизы именно в нём. Это был ключевой момент в развитии фэнсабов, потому что, наконец, начали появляться фэнсабы с качеством лучше VHS. В 640х480 (640х360).

На волне успеха третьего дивикса был выпущен divx4/divx5 (выпущен совсем другими людьми, которые, фактически, прихватизировали себе чужую раскученную, хотя и незаконную, торговую марку). И тут же появился open source вариант - это XVID (и ещё почившая в бозе кучка других). Качество картинки всё росло, но при этом росло и количество кодеков, которые надо было ставить (divx3, divx5, xvid как минимум, плюс, у пятого дивикса были проблемы с вопроизведением файлов от чуть более новых релизов). Появился FFDshow, который позволяет всё это воспроизводить, установив лишь один кодек.

Звук традиционно писался в mp3 (хотя были попытки кодить его и в DivX audio, и в AC3). Пока не появился ворбис со своим ogm. Тогда же и задумались об отказе от AVI, и переходе на альтернативный формат. Например, OGG/OGM. Но,увы, он был очень кривой (и остаётся по сей день), так что популярность у него весьма относительная. Сейчас последний писк моды - это Матрёшка. Хотя AVI всё ещё не сдаёт свои позиции.

Да, забыл сказать. Во времена DivX3 был ещё ужасный формат SVCD, то бишь MPEG2 в разрешении 480x480 (aspect ratio 4:3), по 800 метров на диск, который приходилось писать в mode2.

Ну, и, сейчас, таки постепенно появляется формат DVD, правда, весьма медленно, ибо очень большой размер серий при несущественном различии в качестве.

Краткий исторический экскурс. Сеть.

В самом начале (во времена viv/rm) Сеть не предусматривала никаких userlevel методов для обмена файлами. Была очень простая и понятная технология клиент-сервер, где файлы выкладывались по http/ftp для публичного доступа. Но такая модель подразумевала "жирный" сервер, способный отдавать много контента. А такие сервера (и каналы к ним), особенно в то время, стоили очень дорого. С учётом же, что даже в viv сериал занимал порядка гигабайта (по тем временам просто ужасающе фантастическая цифра), разумеется, ни у кого денег на соответствующие каналы не было, и выкладывание аниме на доступных мощностях обычно означало DDoS на сервер, по мере того, как расползался адрес файла. Кроме того, содержимое этих самых viv/rm - обычные рипы с кассет. Единственным их принципиальным преимуществом была устойчивость к копированию. 500ая копия с viv по качеству ни на йоту не отличается от исходного файла.

Следующий этап ознаменовался появлением digital fansub. В какой-то момент появились ребята (насколько я понимаю это #anime-factory), которые начали накладывать сабы уже на цифровую копию. Примерно в то же время родилась новая идея по дистрибьюции. IRC fserv. IRC (internet relay chat) вообще предназначался для болтологии, но там была возможность так называемого DC (direct connect'a) - соединения двух узлов, минуя сервер. И возможность передавать файлы. Это позволило построить систему дистрибьюции аниме, которая довольно успешно работала долгое количество лет, и, порою, используется и по сей день. Система простая. Есть чат. Есть боты (роботы, понимающие некоторые команды в чате). Можно зайти, послать команду боту, "встать в очередь", дождаться времени, получить по DC нужные файлы. Довольно неудобно, особенно для тех, кто пользуется не выделенными каналами.

Следующая революция - p2p. Более ровное использование возможностей Сети, отсутствие централизованного дистрибьютора. Эпоха p2p того образца до сих пор много где используется. (тот же WinMX или GNUtella). Основных недостатков два - требуется добрая воля и осознанные действия каждого участника и проблема поиска того, у кого можно найти нужную вещь.

И вот, наконец, современность. BitTorrent. Почти ультимативная технология по дистрибьюции контента руками скачивающих. Технические подробности я опускаю, но идея заключается в том, что пока вы качаете один кусочек файла, с вас другие пользователи качают уже скаченные вами кусочки. Просто и гениально. Именно после появления этой технологии аниме в Сети стало действительно доступно, даже при наличии DialUp.

Краткий исторический экскурс. CD-R/DVD-R,

Особо тут говорить не о чем. Были CD-R 650, стали CD-R 700. Извращения вида 800, 870Mb болванок не прижились. Появились DVD+-R. С появлением многоформатных резаков (+/-) о разнице между "+" и "-" можно забыть. Появились двуслойные болванки. На горизонте маячат Blue Ray. Стоимость гигабайта стремительно снижается, пожалуй, даже быстрее, чем растёт размер файлов.


Как качать.

Ну, собственно, с появлением BitTorrent о всяких "правилах поведения в каналах IRC", тонкостями поиска и заведения знакомств в p2p-сетях, проблемах настройки таймаута при скачивании с хитропопых http-серверов можно забыть. Установили BitTorrent'овский клиент, зашли на сайтик вроде downloadanime.org (их много в сети развелось), скачали файл *.torrent (он маленький), запустили файл (запустится клиент автоматом). Ждите. Всё работает само по себе. Качать можно и на диалапе без проблем. Разорвётся связь - можно перезвонить, продолжить. Мечта идиота.

Что делать дальше?

Ну, очевидный ответ, "смотреть" ~_~
Но если серьёзно, то возникают определённого образа организационные вопросы о распределении скачивания, методах хранения и каталогизации.

Для начала о двух принципиальных методах даунлоада.

Первый - низкоскоростные каналы (модемы). Специфика - 14Mb/h. Или около 100-110 мегабайт за 8 часов (ночной тариф). Размер сериала - от полутора до 18 гигабайт. Средний размер 26серийного сериала - около 4-5Гб. Очевидно, что 50 ночей это слишком много за два дня удовольствия от просмотра. Если есть несколько человек, лучше договориться о порядке скачивания. Есть очевидный метод оптимизации "затыков" - все договариваются о порядке скачивания - 1-2, 3-4, 5-6, ...25-26. Каждому человеку по два эпизода. Если человек шустрее всех скачал, он может с кем-то конкретно договориться о чужой норме. С одним человеком. (В случае, если все качают по схеме 1,2,3,4,5... после того, как пара человек закончит свой эпизод, возникнет коллизия о том, кому какой дальше эпизод качать. И договариваться придётся всем людям вместе. А в первом случае - только с одним человеком. Меньше вероятность ошибки или путаницы.) Если людей мало, можно разделить по три, четрые серии. То же касается и онгоуинга (сериалов в процессе выпуска/саба). Надо чётко договориться кто что качает, чтобы не было ситуации "три варианта одного аниме и пяток серий от другого".

Второй метод даунлоада (я чай пойду попить, а эти два сезона шустренько скачаются). Выделенный канал. Без оплаты трафика. Даёт возможность качать много. И договариваться уже надо не о сериях, а о сериалах.

Следующая проблема - хранение.

Здесь так же есть две цели. Хранение онгоуинга и хранение целых сериалов. Если целые сериалы можно просто закатывать на DVD-R и класть на полочку, то с онгоуингом беда. Его надо копить (так, чтобы хотя бы на один диск одного сериала накопилось), а места обычно "очень нет". Тут очевидное решение (если на дополнительный винт нет денег/желания) - пара-тройка DVR-+RW вполе подойдут для накопления ongoing вещей. Сразу даю совет тем, кто качает/собирает. Не будте жадными! Винчестер - не место хранения информации. Это место её убиения. Так что делитесь всем аниме, которое у вас есть - больше шансов, что в случае смерти винта удастся восстановить хотя бы часть.

Каталогизация.

Пока дисков меньше одной-двух сотен, это не существенная проблема. Когда же количество подбирается под 500, каталогизация жизненно-необходимая вещь. Минимально, что должно быть - номера на дисках и список дисков с номерами и содержимым. Алфавитный порядок по названиям не подходит, во-первых потому, что на дисках часто больше одной вещи хранится, а во-вторых, кто ж за такими вещами следить будет? По номерам куда проще выстраивать.

P.S. Я не помню точных дат, названий, специфичных моментов. Если кто-то нашёл в вышенаписанном ошибку или неточность, хочет что-то добавить - welcome to e-mail.

P.S. Дабы не ограничиваться одним линком, вот ещё некоторое количество. (Спасибо участникам форума).

Ну, и на закуску, линк на http-сервер (доступ только с российских IP): mp3.passaran.ru
© 06.07.2004